Живу и вижу (olenalex) wrote,
Живу и вижу
olenalex

Category:

Цыганский романсеро проводил табор в небо

Недавно побывал в гостях у Тахира Боброва. Для тех, кто не знает: это автор и исполнитель цыганских песен в известном кинофильме "Табор уходит в небо".
Тахир талантливый человек, и это сказывается во всем: в манере держаться, в открытости характера, в каком-то особом душевном настрое. С Тахиром просто приятно общаться.
В результате родился небольшой очерк об этом человеке. Для тех, кто любит романтику и цыган.


Тахир Бобров живет в небольшом цыганском поселке Усть-Койсуг в нескольких километрах от Ростова. У него просторный дом с широкими комнатами, семья, в которой вместе с детьми и внуками насчитывается одиннадцать душ. Когда по телевидению начинается фильм "Табор уходит в небо", улицы поселка вымирают. Все цыгане знают, что в этой картине поет их сосед, Тахир Бобров.

Старинная гитара, на которой исполнялись песни в знаменитом кинофильме, хранится на почетном месте в доме Тахира Владимировича Боброва. Гитара очень необычной формы, ей не меньше 150 лет. Она передается из поколения в поколение. В свое время она была красиво инкрустирована и украшена бриллиантом (от которого остался только след на гитарной деке).
Тахир Бобров происходит из старинной цыганской семьи ловарей, династии артистов на протяжении не менее двух веков. В известном московском ресторане «У яра», говорит Тахир Бобров, сегодня висят старинные фотографии, на одной из которой изображена его прабабушка Екатерина Цырон, в прошлом артистка хора Соколовского, который выступал в этом ресторане.
Под гитару пели прадед и прапрадед, отец и дед Тахира. «Я родился прямо на сцене, и колыбелью моей был футляр от музыкального инструмента», - улыбается цыганский романсеро.


Он закончил музыкальное училище, где его обучали игре на скрипке и фортепиано. На как-то сама собой к рукам пристала шестиструнная гитара (старинная, родовая - семиструнка). Играть на гитаре Тахира никто не учил: это искусство перешло к нему с молоком матери.
Вместе со своей семьей Тахир колесил по всей стране, давая концерты в разных городах. В отличие от других цыганских исполнителей, Тахир предпочитал петь не традиционные романсы, а сочинял свою музыку и песни, делал аранжировки. Первым среди цыганских артистов стал применять на концертах профессиональную аппаратуру. Весть о молодом певце и музыканте распространилась среди цыган по всему Советскому Союзу.

- Когда Эмиль Лотяну приступал к съемкам "Табора", его помощники стали подбирать группу для фильма. Наши московские родственники сказали, что в Ростове живет цыган, который сочиняет музыку. Я прибыл в Москву, встретился с Эмилем Лотяну. Мы сделали пробные записи, и я поехал продолжать гастроли. Прошло два месяца, я думал что обо мне уже забыли, и тут вдруг приходит телеграмма, чтобы я срочно прилетал в Москву: начинаются съемки.
Режиссер собрал большую группу самых разных цыган: около 150 человек, из разных уголков страны. Там были маститые артисты из театра "Ромэн", такие как Коля и Рада Валшениновы, Николай Жемчужный, Николай Эрденко. "Когда я узнал, что буду командовать такими титулованными людьми, у меня был шок, - вспоминает Тахир Бобров. - Мне был всего 21 год и никто из них меня поначалу серьезно не воспринимал. Но Лотяну поставил жестко: те, кто со мной не сработается, покинут съемки. Через два-три дня мэтры смотрели на меня с уважением".

Музыку к кинофильму писал уже известный в то время композитор Евгений Дога. А большинство песен, что в фильме звучит по-цыгански - работа Тахира Боброва.
Его лучшей работой безусловно является песня, которая звучит сразу после той сцены, где Лойко Зобар бежал с виселицы. Выручил Лойко его верный друг Бубуля, приведший ему коня. Бубуля был застрелен во время бегства, и Лойко Зобар берет стилет в скованные руки и начинает рыть могилу в степи. Песня звучит пронзительно, беря за душу любого, хотя исполняется по-цыгански.
- Эта песня родилась у меня в голове еще до начала съемок, - рассказывает Тахир Бобров. - Когда мы с Эмилем Лотяну подбирали музыкальное сопровождение для сцены похорон Бубули, он вспомнил, как я спел ее на первом прослушивании. Я сделал только два дубля, и выбрали первый вариант. Когда я слушал в студии, у самого мороз подирал по коже: такой мощный заряд энергетики вложен в нее. Думал: "Неужели это пою я?"
Песня называется "Мэрав далы" ("Умираю мама"). Она написана на ловарском диалекте, который понимают все цыгане. Если переводить ее дословно, она звучит так: "Я умираю, мама, сам не знаю от чего. Наверное, я просто устал жить"…
92.55 КБ
(вот, собственно, сама песня)
http://pesnifilm.ru/load/takhir_bobrov/ja_umiraju_mama_quot_tabor_ukhodit_v_nebo_quot/452-1-0-266

- На премьеру фильма в московском Доме кино я приехать не смог, потому что находился на гастролях во Владивостоке, - говорит Тахир Бобров. - Вскоре наша труппа прибыла в Краснодар, и фильм уже шел там. Все наши пошли в кинотеатр, кроме меня: я почему-то не смог. Когда вернулись, сразу накрыли столы, всем налили водки. Поднимали за меня тосты и говорили: "Ну, Тахир, ты и спел!"
Еще одну песню, ставшей популярной, исполнял в фильме табор цыган, входивший в город. Цыганка Рада (Светлана Тома) шла, куря трубку, а песня запоминается по веселому припеву "Хоп-хоп-хоп!". http://video.yandex.ru/users/medvejatiy2/view/5
- Пела группа ужгородских цыган, - говорит Тахир Бобров. - А сама песня не имеет большого смысла: "Зайду я в сад, сорву яблоко, половину съем сама, половину дам тебе".


Во время съемок Тахир Бобров познакомился со всеми членами творческого коллектива. Ближе всех сошелся с Эмилем Лотяну. "Мы были с ним на "ты", несмотря на разницу в возрасте, - вспоминает Бобров. - Он так и сказал: считай меня своим дядей". Светлана Тома (исполнявшая роль цыганки Рады) тоже пришлась мне по душе: хрупкая, артистичная женщина, поет и сочиняет музыку. Михай Волонтир, сам по национальности молдавский цыган, мягок, приветлив. Мы встречались с ним после съемок в Кишиневе. А вот Григорий Григориу (Лойко Зобар) и в жизни такой как в фильме: резкий, крутой. Впрочем, с ним я общался мало.

У Тахира Боброва вышла стычка с композитором Евгением Догой. Вот как он сам вспоминает об этом:
- В характере у Доги было много молдавского, националистического, и это выражалось в музыке. Он говорил: вы цыгане, можете только "гуца-гуца" делать на гитаре, а гармонии никакой у вас нет. Я высказал ему, что фильм "Лаутары", к которому Дога писал музыку, молдавский фильм, а в "Таборе" мелодии должны звучать по-цыгански. Он вспылил: "Ты кто такой, мальчишка, чтобы меня учить?!"
За меня заступился Лотяну. Они заперлись с Догой у него в кабинете, разговаривали по-молдавски на повышенных тонах, после чего Дога вышел, в сердцах хлопнув дверью. Несколько дней мы с ним не разговаривали, а потом он пришел мириться, прихватив две бутылки коньяку. Я сел за рояль, Дога внимательно слушал, потом обнял и попросил прощения. "Пойми, - сказал он, - молдавская музыка постоянно звучит у меня в ушах". В итоге Евгений Дога создал прекрасную музыкальную тему в фильме.


Больших денег за фильм Тахир Бобров не заработал: платили по 25 рублей за съемочный день. Лотяну приглашал его и дальше работать совместно, но Бобров предпочел гастролировать со своей группой "Ловари": это было более прибыльным занятием. С Лотяну осталась работать артистическая семья Бузылевых: они снялись в следующем фильме "Мой ласковый и нежный зверь".
- Эмиль Лотяну интересовался обычаями цыган: как гадают, какие отношения между мужчиной и женщиной. Поэтому все цыгане с удовольствием смотрят фильм. В нем все соблюдено верно, за исключением одной сцены. Помните, когда Рада и Лойко падают в речку, и она раздевается по пояс? Это первый и единственный секс-символ в цыганском искусстве: настоящая цыганка ни за что не обнажилась бы целиком! Она бы оставила на теле легкую сорочку. Сцена в фильме хоть и противоречит цыганским обычаям, но смотрится красиво.

- Немного обидно было за то, что в титрах фильма крупными буквами обозначено: музыка - Евгений Дога. А дальше, мелким шрифтом: поет Тахир Бобров, - говорит цыганский романсеро. - Я сказал об этом как-то Эмилю Лотяну, и он ответил: не обижайся, Тахир, у тебя еще все впереди.

Когда я покидал гостеприимный дом Тахира Боброва, он взял в руки старинную гитару, доставшуюся от предков, стал перебирать струны, а затем запел с улыбкой что-то по цыгански. Я спросил, о чем она. «Ты красивый, стоишь передо мной, а рядом сад цветет зеленый», - перевел Тахир Бобров. И добавил: «Это новая песня, я ее только что сочинил. Вот так у цыган: берешь гитару в руки, и тут же рождается песня».
Tags: Ростов, музыка, цыгане
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments